Пленум ВС создал закон, который обяжет следователей по-настоящему мотивировать ходатайства о заключении предпринимателей под стражу либо продлении нахождения в СИЗО. Проект ориентирует суды быть требовательнее к таким ходатайствам. Свое мнение по вопросу высказал и глава ВС.
Сейчас, 3 октября, Пленум ВС обсудил не только изменения в гражданский и арбитражный процесс (см. "Процессуальная революция: Пленум Верховного суда предлагает поменять АПК и ГПК"), но вопросы заключения в тюрьму предпринимателей. По словам зампреда Верховного суда Владимира Давыдова, за полгода этого года осуждено по "экономическим" статьям на 40% меньше, чем за теже месяцы прошлого года. Одновременно с этим Пленум ВС ориентирует суды быть более требовательными к ходатайствам следствия, которые касаются содержания в СИЗО. Согласно точки зрения председателя ВС Вячеслава Лебедева, не должно остаться таких обстановок, когда предпринимателя три месяца держат под стражей, а следствие ничего не делает. Судью, который одобрил такое заключение, должны наказать органы судейского сообщества по жалобе гражданина, сказал Лебедев после заседания Пленума.
Чтобы оказать помощь предпринимателям, которых без причины долго держат под стражей, Верховный суд по поручению Президента создал и утвердил закон. Действующая редакция УПК вообще запрещает такую меру пресечения для экономических правонарушений. Но на практике необоснованное заключение субъектов предпринимательской деятельности под стражу "в далеком прошлом набило оскомину защитникам", признает старший партнер Адвокатского бюро "ЗКС" Алексей Касаткин. Дело в том, что следователи, чтобы обойти запрет, переквалифицируют "предпринимательские" составы на "общие", и суды могут с этим дать согласие. Чтобы у них не было такого соблазна, закон конкретизирует понятие правонарушения, совершенного в сфере экономической деятельности (ст. 159, 1591–1593, 1595, 1596, 160, 165 УК).
Правонарушение в сфере экономической деятельности совершает ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (либо) управлением принадлежащим ему имуществом, применяемым в целях предпринимательской деятельности, или член органа управления коммерческой организации – в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией или в связи с осуществлением коммерческой структурой предпринимательской либо другой экономической деятельности – закон Верховного суда.
Новые конкретные формулировки лучше защищают от необоснованного ареста, чем прошлая "сугубо оценочная категория" "Сфера предпринимательской деятельности", рассуждает Артем Чекотков из МКА "Князев и партнеры". Редакция законопроекта, хоть она небезупречна, в полной мере способна поставить судью в определенные рамки и сократить его усмотрение, предполагает юрист. Одновременно с этим закон не регулирует вопросы меры пресечения для человека, которому инкриминируют в один момент "предпринимательское" и иное правонарушения, обращает внимание начальник уголовной практики Коллегии юристов "Регионсервис" Дмитрий Гречко.
Помимо этого, закон призван переломить тенденцию, когда подозреваемые и обвиняемые томятся в СИЗО продолжительные месяцы и годы без особенных причин, а следователи не ведут по их делу активную работу. Чтобы продолжить срок содержания под стражей, следователь должен будет указать не только мотивы, но и конкретные следственные действия, которые он собирается провести. Он должен отчитаться и о том, по какой причине не выполнил их ранее. Сейчас, по словам Чекоткова, следователи не утруждают себя мотивировками – они ограничиваются пояснением, что дело сложное и требует комплекса оперативно-следственных мероприятий. А суд, который решает, продлевать ли заключение в тюрьму, должен оценить эффективность и своевременность следственных действий, предусматривает закон. Новая редакция вправду обязывает обосновывать продление заключения в тюрьму, но это пока только теория, говорит Чекотков. Какой будет практика, продемонстрирует время, подытожил после заседания Пленума Глава ВС Лебедев.